Арт-студия "Кентавр": галерея антиквариата



Памятный стакан по случаю коронации Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны

1896 г.
Россия. Конец XIX века.
Металл, цветная эмаль, золочение
Высота: 10,5 см
Диаметр: 9,5 см
Цена: 40 000 руб.

№ 014867

Арт-студия "Кентавр" - Памятный стакан по случаю коронации Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны №014867
Посмотреть фото в высоком разрешении
Такие подарочные коронационные стаканы вместе с царскими гостинцами раздавали всем желающим 18 мая 1896 г. во время народных гуляний на Ходынском поле в Москве по случаю коронации Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны. Всего было заготовлено 400 тысяч царских подарков, каждый из которых содержал: «эмалированную кружку с вензелями Их Величества, фунтовую сайку, полфунта колбасы, вяземский пряник с гербом и мешочек сластей и орехов весом в 3/4 фунта» («Московские ведомости», 20 мая 1896 г.).
На одной стороне вензель "Нii А", в честь императорской четы Николая II и Александры Федоровны под Большой императорской короной, которой венчаются на царство русские цари. Внизу год - 1896. На другой стороне герб Российской Империи.
В. А. Гиляровский писал: «Хорошенькие эмалевые, белые с золотом и гербом, разноцветно разрисованные кружки были выставлены во многих магазинах напоказ. И каждый шел на Ходынку не столько на праздник, сколько за тем, чтобы добыть такую кружку».
Этот стакан послужил одной из причин печально известных событий, происходивших на Ходынском поле. Ранним утром 30 мая 1896 года произошла массовая давка на Ходынском поле, которая унесла жизни почти 1500 человек.


Арт-студия "Кентавр" - Памятный стакан по случаю коронации Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны №014867
Посмотреть фото в высоком разрешении
Последняя коронация императора Николая II и его супруги императрицы Александры Федоровны состоялась 14 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля. Ее подготовка началась в феврале 1895 г. К апрелю следующего года пышные декорации преобразили Москву: город украсили триумфальные арки, трибуны, павильоны и обелиски. Иллюминация Кремля, выполненная по рисункам художников Н.Н. Каразина, А.М. Прокофьева и А.Н. Бенуа, состояла из пятисот тысяч огней. На колокольне «Иван Великий» и верхушках кремлевских башен их устанавливали матросы, командированные Морским министерством. Для корреспондентов было организовано бюро, которое возглавлял заведующий канцелярией министра императорского двора В.С. Кривенко. Всего в освещении торжеств принимал участие сто тридцать один представитель российских и зарубежных изданий, пятьдесят семь художников и пятьдесят девять фотографов. Депутатам «дозволялось в соблюдение древнего обычая… поднесение их величествам хлеба-соли, а также икон…». Только в Москве во время поздравительных аудиенций было поднесено пятьдесят семь икон, двадцать три складня и двести восемьдесят пять серебряных блюд. Последние устанавливались в Андреевском и Георгиевском залах, составив «редкую по художественному исполнению и изяществу коллекцию, стоившую, однако, значительную сумму. Ввиду этого император выразил желание, чтобы на будущее время подобные подношения драгоценных вещей заменены были пожертвованиями на благотворительные местные учреждения».

На 18 мая 1896 года были запланированы "народные гуляния" на Ходынском поле. Народ начал собираться на Ходынском поле еще накануне гуляний.
По периметру поля были построены временные «театры», эстрады, балаганы, лавки, в том числе — 20 деревянных бараков для бесплатной раздачи 30 000 ведер пива и 10 000 ведер мёда и 150 ларьков для раздачи бесплатных сувениров, «царских гостинцев» — 400 000 подарочных кульков, в которых были:

• памятная коронационная эмалированная кружка с вензелями Их Величеств,

• Вяземский пряник с гербом в 1/3 фунта (~130 г)

• Памятный ситцевый платок. На лицевой стороне были портреты императорской четы, а на обратной стороне виды Кремля и Москва-реки

• фунтовая сайка (~400 г.) из крупчатой муки, изготовленная «Поставщиком двора Его Императорского Величества» булочником Д. И. Филипповым,

• полфунта колбасы (~200 г)

• мешочек с 3/4 фунта сластей (6 золотников карамели, 12 золотников грецких орехов, 12 золотников простых орехов, 6 золотников кедровых орехов, 18 золотников александровских рожков, 6 золотников винных ягод, 3 золотника изюма, 9 золотников чернослива).


Арт-студия "Кентавр" - Памятный стакан по случаю коронации Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны №014867
Посмотреть фото в высоком разрешении
Все гостинцы находились в бумажном мешке для сластей с изображениями Николая II и Александры Федоровны, а весь сувенир (кроме сайки) завязывался в яркий красный ситцевый платок, выполненный на Прохоровской мануфактуре.
Помимо этого, устроители гуляний предполагали разбрасывать в толпе жетоны с памятной надписью.
В 5 часов утра 30 мая на Ходынском поле в общей сложности насчитывалось не менее 500 тысяч человек.
Когда по толпе прокатился слух, что буфетчики раздают подарки среди «своих», и потому на всех подарков не хватит, народ ринулся к временным деревянным строениям. 1800 полицейских, специально отряженных для соблюдения порядка во время празднеств, не смогли сдержать натиск толпы. Подкрепление прибыло лишь к следующему утру.
Раздатчики, понимая, что народ может снести их лавки и ларьки, стали бросать кульки с едой прямо в толпу, что лишь усилило сутолоку. Началась сильная давка, которая и привела к многочисленным жертвам.
Все погибшие в давке были похоронены на Ваганьковском кладбище в братской могиле, где был установлен памятник, который сохранился до сих пор.


Арт-студия "Кентавр" - Памятный стакан по случаю коронации Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны №014867
Посмотреть фото в высоком разрешении
Это трагическое событие стало самым сильным историческим воспоминанием, оставшимся после этой коронации, оказались не великолепные церемонии и торжества, подготовленные с такими затратами и усилиями, а гибель людей, собравшихся 18 мая на Ходынском поле на народное гуляние, которое император повелел устроить «по обычаю его державных предков». Как отмечалось впоследствии в официальном издании, «в создавшейся ситуации уже немыслимо было отменить начавшийся праздник и прекратить увеселения для полумиллионной массы собравшегося на него народа. Когда в 2 часа 5 минут дня на императорском павильоне взвился императорский штандарт, и их величества вышли на балкон верхнего этажа, они были встречены могучим «ура», заглушившим и оркестры и звон колоколов, и много раз кланялись народу».


Арт-студия "Кентавр" - Памятный стакан по случаю коронации Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны №014867
Посмотреть фото в высоком разрешении
В последний день пребывания их величеств в Москве, 26 мая, был опубликован манифест, в котором император благодарил «население первопрестольной столицы»: оно «явило отрадные сердцу нашему свидетельства одушевленной любви и беззаветной преданности народа своему государю», которые «с особенною силой выразились в день народного праздника; послужили нам трогательным утешением в опечалившем нас посреди светлых дней несчастии, постигшем многих из участников празднества».
Из дневника Императора Николая II: «18 мая. До сих пор все шло, как по маслу, а сегодня случился великий грех: толпа, ночевавшая на Ходынском поле в ожидании начала раздачи обеда и кружек, напала на постройки, и тут произошла страшная давка, причем ужасно представить – потоптали около 1300 человек…».

«По повелению Государя Императора всем лицам, находящимся на излечении из числа пострадавших на Ходынском поле, выданы коронационные кружки» («Московские ведомости», 24 мая 1896 г.





Copyright © Кентаврарт – старинная русская и советская живопись, антиквариат